Как собрать коробку передач ВАЗ 2109

Коробка передач ВАЗ 2109 её устройство, ремонт и выбор запчастей

Ремонт коробки почти во всем находится в зависимости от нрава и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует решать надлежащие деяния для их устранения.

  • Долейте масло;
  • Замените изношенные подшипники;
  • Поменяйте по мере надобности сальники

«ГТ» Ремонт КПП ВАЗ 2109 (2108-2112) Часть2. сборка!

  • Сцепление выжимается не вполне;
  • Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
  • Нарушилась целостность реактивной тяги;
  • Ослабело крепление шарнира либо штока, который выбирает передачу;
  • Некорректно отрегулирован привод переключения скорости;
  • Сломались пластмассовые составляющие привода переключения передачи
  • Попытайтесь распрямить тяги. Если это нереально, замените их;
  • Затяните плотнее винты крепления;
  • Отрегулируйте привод переключения скоростей;
  • Замените покоробленные составляющие
  • Повредились либо износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
  • Появились трещинкы, расслоилась резина на задних опорах;
  • Неправильно отрегулировали привод переключения скоростей;
  • Некорректно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача врубается не стопроцентно
  • Замените изношенные, деформированные элементы;
  • Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
  • Отрегулируйте привод
  • Сцепление отключается не на сто процентов;
  • Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая врубается
  • Замените блокирующее кольцо
  • Износ сальника первичного вала;Износ шток
  • выбора скорости;
  • Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
  • Ослабело крепление крышки на КПП либо картера;
  • Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
  • Ослабело крепление закрытия сливного отверстия
  • Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
  • Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
  • Проверьте состояние сливной пробки

В большинстве случае трудности с КПП устраняются методом ее демонтажа и разборки. Не беритесь за схожую работу, не владея должными способностями и опытом.

Порядок сборки КПП ВАЗ 2109

Коробка передач ВАЗ 2109 содержит в себе последующие элементы:

  • Картер передающей коробки;
  • Первичный вал;
  • Вторичный вал;
  • Два синхронизатора;
  • Ось, снаряженная шестерней заднего хода промежного нрава;
  • Устройство главной передачи;
  • Дифференциал, изменяющий привод переключения передач;
  • Крышка из алюминия покрывающая картер запрессованная сапуном.

Картер КПП

Разборка коробки передач

Очистите от грязищи и вымойте снаружи коробку.

Установите коробку вертикально ввысь.

Отверните 6 гаек крепления задней крышки.

5 снимите кронштейн троса сцепления.

Аккуратненько сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку.

Снимайте уплотнительную прокладку аккуратненько, так как неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь (к п. 8).

Снимите заднюю крышку с картера коробки.

Снимите уплотнительную прокладку.

Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу.

Чтоб зафиксировать валы от проворачивания, нужно сразу включить 5-ую передачу и 3-ю или 4-ую передачу. Чтоб включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вкупе с вилкой (болт крепления вилки должен быть выкрутят) так, чтоб шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни (к п. 10).

Удостоверьтесь, что валы не проворачиваются.

Расконтрите гайку на вторичном валу.

Отверните гайку на вторичном валу.

Гайки на валах затянуты огромным моментом, потому необходимо приложить огромное усилие для отворачивания (к п. 13).

Расконтрите гайку на первичном валу.

Отверните гайку на первичном валу.

Снимать синхронизатор нужно осторожно. Смотрите, чтоб муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться (к п. 17).

Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи.

17 и снимите его совместно с вилкой. Вытащите вилку из муфты.

Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи.

Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи.

20 и снимите ее с вторичного вала.

Снимите упрямое кольцо игловатого подшипника.

Снимите игловатый подшипник шестерни 5-ой передачи.

Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи.

24 и снимите ее с первичного вала.

При помощи ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластинки подшипников.

Подцепите отвертками и снимите втулку игловатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала.

Снимите упрямую шайбу со вторичного вала.

Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.

Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала.

Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.

Отверните два болта крепления и.

34 снимите заднюю опору агрегата.

Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной.

Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки к картеру сцепления.

При помощи большой отвертки аккуратненько разъедините картеры сцепления и коробки.

Меж картерами есть три места, куда можно воткнуть отвертку, чтоб не разрушить уплотнительную прокладку. Попеременно втыкайте в эти пазы отвертку и аккуратненько покачивайте до того времени, пока картеры не разъединятся.

Снимите картер коробки.

Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.

Приподнимите шток и снимите его совместно с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.

READ  Регулировка карбюратора ВАЗ 2108 своими руками

Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.

Выведите головку штока из зацепления с рычагом.

43 и снимите его совместно с вилкой.

Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Вытащите шток.

Снимите вилку включения заднего хода.

Снимите шестерню заднего хода с осью.

Немного покачивая, вытащите сразу первичный и вторичный валы.

При снятии обоих валов коробки внутренние кольца фронтальных подшипников остаются на валах.

Вытащите ведомую шестерню главной передачи вкупе с дифференциалом.

Отверните три болта крепления механизма переключения передач.

Снимите механизм переключения передач.

Аккуратненько снимите уплотнительную прокладку.

Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки можно использовать вновь (к п. 52).

Выпрессуйте фронтальный подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника либо аналогичный инструмент.

Выпрессовывайте фронтальные подшипники первичного вала и сальник только при их замене либо замене картера сцепления.

Чтоб заменить фронтальный подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.

Нереально выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Потому при замене подшипника первичного вала для вас будет нужно новый сальник.

Выпрессуйте подшипник вовнутрь картера, прикладывая усилие к внешнему кольцу подшипника.

Вытащите магнит из картера сцепления.

Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.

59 и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.

Если в процессе использования были увидены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода.

Вытащите из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра.

Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

Выкрутите из картера коробки выключатель света заднего хода.

Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке.

Снимите обратную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

Отверните болт крепления шарнира к штоку.

Снимите со штока защитный чехол.

Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач снутри картера сцепления.

Вытащите рычаг и шток из картера сцепления.

Если в процессе использования были увидены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока.

Разборка коробки передач

Очистите от грязищи и вымойте снаружи коробку.

Установите коробку вертикально ввысь.

Отверните 6 гаек крепления задней крышки.

5 снимите кронштейн троса сцепления.

Аккуратненько сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку.

Снимайте уплотнительную прокладку аккуратненько, так как неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь.

Снимите заднюю крышку с картера коробки.

Снимите уплотнительную прокладку.

Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу.

Чтоб зафиксировать валы от проворачивания, нужно сразу включить 5-ую передачу и 3-ю или 4-ую передачу. Чтоб включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вкупе с вилкой (болт крепления вилки должен быть выкрутят) так, чтоб шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни.

Удостоверьтесь, что валы не проворачиваются.

Расконтрите гайку на вторичном валу.

Отверните гайку на вторичном валу.

Гайки на валах затянуты огромным моментом, потому необходимо приложить огромное усилие для отворачивания.

Расконтрите гайку на первичном валу.

Отверните гайку на первичном валу.

Снимать синхронизатор нужно осторожно. Смотрите, чтоб муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться.

Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи.

17 и снимите его совместно с вилкой. Вытащите вилку из муфты.

Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи.

Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи.

20 и снимите ее с вторичного вала.

Снимите упрямое кольцо игловатого подшипника.

Снимите игловатый подшипник шестерни 5-ой передачи.

Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи.

24 и снимите ее с первичного вала.

При помощи ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластинки подшипников.

Подцепите отвертками и снимите втулку игловатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала.

Снимите упрямую шайбу со вторичного вала.

Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.

Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала.

Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.

Отверните два болта крепления и.

34 снимите заднюю опору агрегата.

Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной.

Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки к картеру сцепления.

При помощи большой отвертки аккуратненько разъедините картеры сцепления и коробки.

Меж картерами есть три места, куда можно воткнуть отвертку, чтоб не разрушить уплотнительную прокладку. Попеременно втыкайте в эти пазы отвертку и аккуратненько покачивайте до того времени, пока картеры не разъединятся.

Снимите картер коробки.

Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.

Приподнимите шток и снимите его вкупе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.

Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.

Выведите головку штока из зацепления с рычагом.

43 и снимите его совместно с вилкой.

Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Вытащите шток.

Снимите вилку включения заднего хода.

собрать, коробка, передача, ваза

Снимите шестерню заднего хода с осью.

Немного покачивая, вытащите сразу первичный и вторичный валы.

READ  Где находится номер двигателя Mitsubishi Lancer 10

При снятии обоих валов коробки внутренние кольца фронтальных подшипников остаются на валах.

Вытащите ведомую шестерню главной передачи вкупе с дифференциалом.

Отверните три болта крепления механизма переключения передач.

Снимите механизм переключения передач.

Аккуратненько снимите уплотнительную прокладку.

Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки можно использовать вновь.

Выпрессуйте фронтальный подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника либо аналогичный инструмент.

Выпрессовывайте фронтальные подшипники первичного вала и сальник только при их замене либо замене картера сцепления.

Чтоб заменить фронтальный подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.

Нереально выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Потому при замене подшипника первичного вала для вас будет нужно новый сальник.

собрать, коробка, передача, ваза

Выпрессуйте подшипник вовнутрь картера, прикладывая усилие к внешнему кольцу подшипника.

Вытащите магнит из картера сцепления.

Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.

59 и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.

Если в процессе использования были увидены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода.

Вытащите из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра.

Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

Выкрутите из картера коробки выключатель света заднего хода.

Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке.

Снимите обратную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

Отверните болт крепления шарнира к штоку.

Снимите со штока защитный чехол.

Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач снутри картера сцепления.

Вытащите рычаг и шток из картера сцепления.

Если в процессе использования были увидены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока.

Ремонт, сборка и установка коробки

Ремонт коробки заключается в замене неисправных деталей. Спецы рекомендуют подменять также главные подшипники на новые. Это 2 роликовых конусных дифференциальных, роликовые подшипники валов, верхние шариковые и игловатые подшипники. Рекомендовано подменять ось сателлитов с сателлитами и шестернями полуосей. Даже при отсутствии видимых повреждений и утечек желательна замена сальника КПП. Это уязвимая деталь.

Принципиально сохранять в исправном состоянии кольца синхронизаторов, ведь они отвечают за выравнивание частоты вала и шестерни при переключении. Потому их тоже лучше заменить. Устанавливать новые вилки тоже будет уместно, ведь от их зависит отсутствие свободного хода.

Новые запчасти готовы, сейчас производится сборка коробки. Начинаем со сборки валов, а далее повторяем все выполненные при разборке деяния в оборотной последовательности. При сборке непременно внедрение герметика и фиксатора резьбы (клея), в особенности в соединениях с большей нагрузкой.

Дальше заливаем новое трансмиссионное масло (лучше GL-4 либо GL-4/5) и устанавливаем КПП назад на автомобиль.

Ремонт коробки ВАЗ-2109 включает последующие этапы:

Ремонт КПП ВАЗ 2109 как сделать самостоятельно

5-ступенчатая МКПП ВАЗ 2109 выполнялась на предприятии в Тольятти с 1987 по 2005 годы и ставилась на все бессчетные переднеприводные модели АвтоВАЗа на платформе 2108-09. Данная коробка рассчитана на вращающий момент силовых агрегатов до 1.6 литра и 120 Нм. В девятое семейство также входят 5-МКПП: 2113, 2114 и 2115. Главное, что необходимо – это повсевременно смотреть за ее состоянием, держать под контролем рабочие процессы и не подвергать сильному напряжению. КПП ВАЗ 2109 – это надежность, также низкая цена обслуживания, потому что русские детали еще доступнее забугорных.

Сборка коробки передач

Запрессуйте при помощи соответственной оправки сальники в картеры сцепления и коробки. Cмажьте рабочую кромку сальников смазкой Литол-24.

Сальники запрессовывайте рабочей кромкой вовнутрь коробки (железной обоймой наружу).

Запрессуйте фронтальные подшипники первичного и вторичного валов в картер сцепления и смажьте их трансмиссионным маслом. При сборке коробки смазывайте все детали этим же трансмиссионным маслом, которое позже будете заливать в коробку.

Запрессуйте внешние кольца подшипников дифференциала в картеры сцепления и коробки. Подберите регулировочное кольцо требуемой толщины при замене одной из последующих деталей: картера сцепления либо коробки, корпуса дифференциала либо подшипников дифференциала (см. п. 12.9.4.).

Воткните в отверстие картера шток переключения передач. Потом установите на шток рычаг.

Болты крепления рычага и шарнира на штоке имеют разную длину. Болт крепления рычага темного цвета (фосфотирован) имеет длину 19,5 мм, а болт крепления шарнира золотистого цвета (кадмированный) – 24 мм.

Установите на шток защитный чехол.

Надвиньте кромку защитного чехла по всему периметру на отбортовку.

Нанесите клей ТБ-1234 на резьбу болта (за ранее обезжирив его) и заверните болт крепления шарнира моментом 19,0 Н·м (1,9 кгс·м).

Надвиньте кромку защитного чехла по всему периметру на фланец шарнира.

Установите механизм переключения передач так, чтоб рычаг механизма попал меж лапок рычага штока.

Заверните три болта крепления механизма переключения передач моментом 5–8,3 Н·м (0,5–0,83 кгс·м).

Воткните вал привода спидометра в корпус. Потом установите уплотнительное кольцо.

Воткните привод спидометра в картер сцепления и закрутите гайку крепления моментом 4,5–7,2 Н·м (0,45–0,72 кгс·м).

Установите дифференциал в картер сцепления.

Воткните в полуосевую шестерню дифференциала оправку (можно использовать старенькый внутренний ШРУС). Непременно зафиксируйте полуосевую шестерню со стороны картера сцепления, чтоб шестерни не сместились со собственных посадочных мест, по другому при установке валов привода могут появиться трудности.

READ  Как поставить вакуум на ВАЗ 2101

Введите шестерни первичного и вторичного валов в зацепление.

В таком положении установите валы в картер сцепления.

Смажьте втулку промежной шестерни заднего хода трансмиссионным маслом.

Установите промежную шестерню заднего хода в картер сцепления.

Воткните ось промежной шестерни заднего хода.

Установите рычаг включения заднего хода на ось механизма переключения передач.

Конец рычага включения заднего хода должен размещаться в проточке промежной шестерни.

Если стопорное кольцо рычага включения заднего хода имеет свободный ход, сожмите концы кольца плоскогубцами.

Установите вилку переключения 3-ей и 4-ой передач на шток и сдвиньте ее головке штока. Воткните вилку в проточку муфты синхронизатора 3-ей и 4-ой передач.

Опустите шток в отверстие картера и поверните его, введя головку штока в зацепление с рычагом переключения передач. Заверните болт крепления вилки на штоке моментом 12,0–18,0 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

Установите вилку переключения 1-ой и 2-ой передач на шток и сдвиньте ее головке штока. Воткните вилку в проточку муфты синхронизатора 1-ой и 2-ой передач.

Опустите шток в отверстие картера и поверните его, введя головку вилки в зацепление с блокировочной скобой. Заверните болт крепления вилки на штоке моментом 12,0–18,0 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

Очистите магнит от железных частиц и воткните его в картер.

Установите уплотнительную прокладку.

Порваные и очень обжатые уплотнительные прокладки замените. Перед установкой рекомендуется смазывать прокладки узким слоем смазки Литол-24, чтоб они не сдвигались во время сборки.

Установите картер коробки на картер сцепления.

Обильно смажьте трансмиссионным маслом детали коробки.

Заверните гайки крепления картеров моментом 16,0–26,0 Н·м (1,6–2,6 кгс·м).

Установите стопорные кольца на задние подшипники валов.

Установите пластинку крепления подшипников.

Заверните четыре винта крепления пластинки. Потом затяните их при помощи ударной отвертки.

Воткните шарик с пружиной фиксатора передачи заднего хода и заверните пробку моментом 29,0–45,0 Н·м (2,9–4,5 кгс·м). Ввентите выключатель света заднего хода моментом 29,0–46,0 Н·м (2,9–4,6 кгс·м).

Установите шарики с пружинами фиксаторов передач и заверните пробки моментом 29,0–45,0 Н·м (2,9–4,5 кгс·м).

Установите заднюю опору агрегата.

Заверните два болта крепления опоры моментом 62,0–100,0 Н·м (6,2–10,0 кгс·м).

Установите шестерню 5–ой передачи на первичный вал.

Установите на вторичный вал втулку до упора, а потом игловатый подшипник. Смажьте подшипник трансмиссионным маслом.

Установите дистанционное кольцо.

Установите на вторичный вал шестерню 5–ой передачи.

Воткните в синхронизатор 5–й передачи упрямую пластинку со стороны выступов на муфте.

С другой стороны синхронизатора воткните блокирующее кольцо так, чтоб малые выступы кольца были размещен напротив пазов с фиксаторами ступицы синхронизатора.

Воткните вилку включения в проточку муфты синхронизатора.

Установите сразу синхронизатор на вторичный вал и вилку на шток, придерживая снизу блокирующее кольцо. Напрессуйте синхронизатор на вал, прикладывая усилие к ступице.

собрать, коробка, передача, ваза

Включите 5–ю передачу, сдвинув муфту синхронизатора вниз.

Заверните гайки первичного и вторичного валов моментом 123,0–150,0 Н·м (12,3–15,0 кгс·м).

Зафиксируйте гайки на валах, закернив их.

Заверните болт крепления вилки на штоке моментом 12,0–18,0 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

Демонтаж

Чтоб демонтировать коробку, советуем для вас опираться на аннотацию, верно следовать последовательности и закреплять способности приятными видео.

  • Отключите минусовую клемму с АКБ, слейте из системы КПП масло.
  • Открутите болты, которые задерживают защиту картера, и снимите ее.
  • От картера сцепления отключите массу (провод).
  • На наконечнике троса привода сцепления незначительно ослабьте натяжение гаек.
  • С рычага сцепления снимите наконечник троса.
  • Отключите колодку от тягового реле.
  • Отключите провод, идущий на тяговое реле стартера.
  • Демонтируйте непосредственно сам стартер.
  • Отключите тягу привода от наконечника шарнира. Речь идет о тяге, которая осуществляет переключение скоростей.
  • Отсоедините трос от привода спидометра автомобиля.
  • Открутите крепление шарового шарнира рулевой тяги.
  • Извлеките, выпрессуйте палец шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
  • Хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес следует выдавить и отвести в сторону.
  • Отключите второй ШРУС.
  • Демонтируйте щит картера сцепления.
  • Освободите коробку переключения передач от креплений, удерживающих ее на двигателе.
  • Снимите коробку.

Обязательно перед непосредственным снятием коробки отведите ее в горизонтальной плоскости от мотора. Затем выведите из зацепления первичный вал. Внимательно следите за тем, чтобы не повредились лепестки от пружины сцепления.

Заливаем новое масло

После слива масла, на что уйдет до 15 минут, вам надо закрутить на место болт сливного отверстия и залить новое масло. Делать это необходимо при помощи заливного отверстия и специального прыща.

Если коробка передач в вашей девятке обслуживаемая, вытащите щуп под капотом, вставьте в отверстие воронку и залейте новое масло. Если трансмиссия необслуживаемая, все будет немного неудобно, так как воронка в заливное отверстие не войдет, и вам придется сделать что-то наподобие шланга с прикрученной разрезанной бутылкой в виде воронки. Разумеется, вы можете использовать также специальный шприц.

ROCKYMOTION.RU 2022