Как правильно выбрать диски для автомобиля

выбрать, диск, автомобиль

Время от времени некие начинающие автолюбители сталкиваются с необходимостью замены диска – 1-го либо нескольких, и эта задачка на поверку оказывается более сложной, чем смотрится со стороны. И логично: 4108, 6J, ET47, Dia 63.3, R15 – что все это такое?! Разберемся совместно.

Верно выбрать колесные диски на имеющийся автомобиль, попутно разобравшись со всеми необходимыми параметрами.

Независимо от того, какой у вас автомобиль, при выборе новых дисков необходимо учитывать последующие характеристики:

  • тип диска;
  • монтажный (либо посадочный) поперечник;
  • число и поперечник расположения крепежных отверстий ( PCD );
  • ширина диска;
  • вылет диска ( ET );
  • поперечник центрального (ступичного) отверстия;
  • форма крепежных отверстий;
  • наличие хампов.

Все диски по типу производства в целом делятся на три типа: штампованные, литые и кованые. Вопрос выбора определенного типа – тема для отдельного материала, но тут мы приведем главные различия.

Штампованные диски – самые дешевенькие: это те же колеса, что вы видите на базисных комплектациях экономных автомобилей, и их обычно прикрывают пластмассовыми декоративными колпаками. Они сделаны из стали и покрашены эмалью. Посреди их преимуществ, кроме самой малой стоимости – высочайшая ремонтопригодность. Дело в том, что штампованные диски при ударе не ломаются, а мнутся, и потом их можно просто починить. Главный недочет таких колес – высочайший вес и отсутствие дизайна: это чисто функциональное изделие.

Литые диски составляют конкурентнсть штампованным по популярности. Такие диски делаются не из стали, а из более легкого сплава – обычно, дюралевого. Благодаря технологии производства литые диски могут иметь самую различную форму, что в совокупы с наименьшим, чем у «штампов» весом и обеспечивает им популярность. Из недочетов таких колес можно упомянуть более высшую стоимость и поболее низкую ремонтопригодность: литые диски при сильном ударе не мнутся, а лопаются. Очевидно, разработка сварочного ремонта и прокатки издавна освоена, но гарантировать сохранение изначальных параметров после ремонта нереально.

Кованые диски – более высококачественный и дорогой вариант. Они делаются способом жаркой большой штамповки, который обеспечивает лучшую внутреннюю структуру металла и, соответственно, наивысшую крепкость при меньшем весе. Оборотная сторона такового способа – малая распространенность изделий и высочайшая стоимость.

Не считая перечисленных выше 3-х типов, еще есть так именуемые сборные диски – но это уже экзотика, и их мы касаться не будем. В целом для среднего автолюбителя выбор стоит меж дешевыми, но скучноватыми штампованными и поболее дорогими и прекрасными литыми дисками.

Это полностью тривиальный параметр: поперечник окружности диска в дюймах. Обычно, его обозначают буковкой R : другими словами, диск R 17 имеет поперечник 17 дюймов.

Отметим особо: сама по для себя буковка R не относится к поперечнику и пришла из характеристик шин, где также неверно употребляется в значении «радиус», в действительности подразумевая посадочный поперечник шины. В случае с шиной R — это маркировка круговой конструкции корда, для диска же эта маркировка практически не животрепещуща. Но неверное «радиус» в значении «поперечник» и сопутствующая R так въелись в речь, что большинством продавцов и сервисов по подбору дисков употребляются уже по дефлоту.

Допустимые поперечникы дисков для вашего автомобиля указываются в руководствах по эксплуатации и на наклейках в дверных просветах – совместно с рекомендуемым давлением в шинах. При покупке шин стоит держать в голове, что их посадочный поперечник должен совпадать с поперечником дисков.

Превосходить наибольший обозначенный производителем поперечник не рекомендуется: очень огромные диски, кроме возможной геометрической несовместимости, изменяют характеристики работы подвески, влияя на износ ходовой части. Не считая того, чем больше диск и ниже профиль резины, тем наименьший комфорт сулит передвижение по нехорошим дорогам. Но конфигурации поперечника в границах, обозначенных в руководстве, и даже на дюйм выше, обычно, проходят без существенных последствий.

READ  Какое давление в шинах Granta зимой

Это так именуемая «разболтовка»: число отверстий и поперечник окружности, на которой они размещены (к слову, английское PCD – это как раз поперечник окружности, «Pitch Circle Diameter»). Число крепежных болтов может быть различным и возрастает с ростом массы и скорости автомобиля: обычно их 4-6, но может быть и больше, и меньше (минимум 3). У большинства автомобилей ВАЗ разболтовка 4х98, исключение составляют Ока (3х98) и Niva (5х139.7), также новые модели вроде Largus (4х100).

Разболтовку диска необходимо соблюдать: невзирая на то, что некие диски – к примеру, 4х98 и 4х100 – кажутся взаимозаменяемыми, это не так. Кажущиеся малозначительными 2 мм различия в поперечнике окружности, на которой лежат крепежные отверстия, очень отразятся на установке: верно затянутым окажется только одно крепление из 4, а другие будут сдвинуты относительно центра, вызывая биение колеса. Частично делему можно решить внедрением болтов с «плавающим конусом» (о их чуток ниже), но в целом внедрения дисков с неподходящими параметрами разболтовки необходимо избегать.

Этот параметр так же прост, как и поперечник: это ширина диска в дюймах. Обычно в перечне характеристик она обозначается буковкой J : к примеру, 5,5 J – это диск шириной 5 с половиной дюймов.

Ширина диска, обычно, указывается в тех же местах, что и допустимый посадочный поперечник, вкупе с ним. Не считая геометрических характеристик для автомобиля, ширина диска принципиальна и при выборе шин: шина рассчитана на внедрение с диском определенной ширины, но с некой допустимой погрешностью.

ЧТО ТАКОЕ СТРЕТЧ? ВСЕ ПРО ДИСКИ, ПРОСТАВКИ И РАЗМЕРЫ ДЛЯ ВАШЕГО АВТО

Вылет диска – это расстояние от привалочной плоскости крепления диска к ступице до продольной оси симметрии диска. Скажем проще: центральная ось симметрии – это леска, делящая диск напополам по вышеперечисленной ширине, а привалочная плоскость – точка, где диск соприкасается со ступицей и прикручивается к ней.

Вылет может быть положительным, нулевым и отрицательным: если ось симметрии лежит поближе к автомобилю, чем привалочная плоскость, то вылет положительный, если они на одной оси – то вылет нулевой, а если ось симметрии отдалена от автомобиля больше, чем привалочная плоскость – то положительный. Другими словами, чем больше вылет, тем поглубже посиживает диск в колесной арке, а чем он меньше, тем больше диск выступает наружу.

Как правильно выбрать диски для вашего автомобиля?

Вылет – достаточно принципиальный параметр: он тоже впрямую оказывает влияние на работу подвески и ступичных подшипников. Неверный вылет не только лишь наращивает либо уменьшает колею, да и может стать предпосылкой ускоренного износа ходовой части и подшипников.

Поперечник центрального отверстия – параметр, не нуждающийся в дополнительном разъяснении. В перечне черт диска он обычно обозначается как « Dia », « DIA » либо « D ». Это тоже очень принципиальный показатель: в случае, если центральное отверстие диска будет меньше требуемого, диск просто нельзя будет установить, а если оно будет больше, то для центровки диска на ступице непременно потребуются центровочные кольца.

Многие неверно считают, что при установке диск со очень огромным центральным отверстием сам отцентруется на ступице за счет затяжки болтов, но это не так. Соответственно, биение и вибрация, не исчезающие после балансировки колес – это повод проверить совпадение поперечников центрального отверстия диска и ступицы и наличие по мере надобности центровочных колец.

Форма крепежных отверстий принципиальна исходя из убеждений типа болтов либо гаек, которыми будет крепиться диск. Как правило, болты и гайки для штампованных дисков имеют лишь слегка коническую форму плоскости, прилегающей к диску при затяжке, а болты – еще и заметно меньшую длину.

Последнее связано с минимальной толщиной штампованного диска. Литой же диск заметно толще штампованного, а кроме того, его крепежное отверстие имеет более выраженную коническую форму, что требует использования другого крепежа. Кроме конической, посадочное место крепежного отверстия некоторых дисков может быть рассчитано на использование крепежа с полусферической и плоской рабочей частью.

И еще: существуют болты с так называемым «плавающим конусом»: они позволяют частично компенсировать легкое несоответствие PCD диска требуемым параметрам. Рабочая коническая часть у таких болтов выполнена в виде отдельного кольца, надетого на болт, и смещается относительно продольной оси болта при затяжке.

READ  Как самому отполировать кузов автомобиля

Хампы – это выступы на наружной поверхности диска, которые фиксируют бескамерную шину на диске. Помните хлопки, которые раздаются, когда на шиномонтаже накачивают шину после установки на диск? Это и есть момент «посадки» шины: бортовое кольцо шины садится между хампом и закраиной диска. На самом деле, этот показатель указан в нашем материале последним, потому что в настоящее время он практически не актуален: почти все современные диски рассчитаны на установку бескамерных шин и имеют хампы.

Однако если вы, например, решили приобрести ретро-диски солидного возраста, учтите, что они вполне могут быть рассчитаны на установку исключительно камерных шин, не имея хампов. На них, впрочем, можно установить бескамерную резину, однако вопрос ее герметичной посадки, а также безопасности при движении останется открытым: при недостаточном давлении в шине риск «разуться» в повороте будет весьма велик.

Кованые легкосплавные диски

Эти диски самые прочные из всех известных, их крайне сложно разрушить. Даже при сильном ударе они не разрываются, а лишь деформируются. Изготавливаются из цельных поковок легких сплавов методами последовательного горячего штампования.

В результате деформационной обработки структура металла становится волокнистой и особо прочной. После ковки заготовку подвергают токарной и фрезерной обработке. Готовый диск получается из одной заготовки без сварочных операций.

В кованом диске сочетаются большая прочность, легкость (легче стальных штампованных и литых легкосплавных) и красота металлического изделия.

При изготовлении кованого диска лишь 30-40 % металла поковки становятся телом изделия. Остальная масса идет в отход стружкой или окалиной. Большой расход дорогого металла, а также высокая трудоемкость мелкосерийного производства делают кованые диски дорогими. Известны случаи, когда стоимость кованых дисков была сравнима с ценой автомобиля.

Кованые диски применяются в самых престижных и спортивных автомобилях, их выпуск по сравнению со штампованными и литыми невелик.

Как подобрать диски и не прогадать: пошагово от идеи до покупки

Литые легкосплавные диски

Они производятся из сплавов алюминия, магния и титана (производитель обычно держит состав сплава в секрете). Такие изделия изготавливают по технологии литья под низким давлением. Они отличаются красивыми и разнообразными формами и, хотя обходятся дороже стальных, составляют им серьезную конкуренцию.

Литые диски толще штампованных, что требует более длинных болтов. Тем не менее они легче стальных, и это улучшает динамику движения. Литые диски, не имеющие декоративного покрытия хромом, можно не защищать от коррозии, это еще одно преимущество.

Недостатком литых дисков является более высокая цена и неремонтопригодность. При сильном ударе они лопаются и практически не подлежат восстановлению из-за особенностей сплава.

Геометрические параметры колесного диска

К его основным размерам относятся PCD, монтажный диаметр, ширина обода, DIA и вылет (ЕТ). Рассмотрим, как подобрать диски на автомобиль, учитывая каждый из этих параметров.

Это диаметр окружности диска, на котором располагаются центры крепежных отверстий, а также их количество. В разговорной речи этот параметр называют «разболтовкой». Например, значение 4 х 100 обозначает наличие на диске четырех отверстий на окружности диаметром 100 мм.

Им нельзя заменять близкий по размеру вариант 4 х 98, поскольку в таком креплении только один болт будет полностью притянут к ступице. Остальные из-за несоосности болта и резьбового отверстия не обеспечат надежный прижим и будут самопроизвольно откручиваться, что при движении вызовет вибрацию автомобиля с последующим разрушением диска.

Чтобы не допускать ошибок при замене колеса без контроля специалиста, стоит научиться вычислять PCD по размерам крепежных отверстий. Если их три, то расстояние между центрами двух отверстий (на практике — между одинаковыми краями отверстий) нужно умножить на 1,155.

В колесе с четырьмя отверстиями можно просто измерить расстояние между центрами диагональных отверстий. Другой способ для такого колеса — длину между двумя соседними отверстиями умножить на 1,414. Для пятиточечного крепления расстояние между соседними отверстиями умножают на 1,701.

Вылет диска (ЕТ)

Если через колесный диск провести несуществующую срединную плоскость, параллельную плоскостям закраинных окружностей, то расстояние в мм между ней и привалочной плоскостью диска (поверхностью соприкосновения со ступицей) образует так называемый вылет колеса.

READ  Какие диски подходят на Renault Logan

Он может быть нулевым, положительным и отрицательным. При нулевом вылете обе плоскости совпадают. При положительной величине параметра колесо заглубляется под машину, и ширина колеи уменьшается. При отрицательном вылете колея увеличивается, машина обретает дополнительную устойчивость, становится более похожей на гоночную модель, что привлекает любителей тюнинга.

Однако вместе с изменением облика ухудшается управляемость, увеличиваются нагрузки на подшипники ступиц и подвеску. Поэтому специалисты не рекомендуют устанавливать диски с нештатным вылетом.

Разновидности дисков по технологиям их изготовления

Колесные диски изготавливают из стали и из легких сплавов. Существует несколько базовых технологий массового производства дисков: стальные (штампованные), легкосплавные литые, легкосплавные кованые и сборные.

Ширина обода

Колесный диск имеет две закраины — две значительной высоты отбортовки, ограничивающие местоположение бортов шины по ширине. Расстояние между внутренними стенками закраин — это ширина.

Ширина диска обычно обозначается так: 5Jх14, где 5 — его ширина, а 14 — диаметр. Обе величины измеряются в дюймах.

Это диаметр центрального отверстия колеса. При подборе нового неоригинального диска его DIA может быть больше, чем у штатного. При обслуживании современных автомобилей на это не стоит обращать внимания, так как практически всегда центровка осуществляется конусными поверхностями крепежных болтов и центральное отверстие не играет никакой роли. Центровочные кольца, которые предлагают в таких случаях продавцы, не нужны.

Они используются только в нештатных ситуациях, например, при посадке колеса с «неродной разболтовкой» на болты с эксцентрическими скользящими конусами. Другой пример использования центровочных колец — монтаж колеса на болты с плоской головкой. В этом случае они не центруют колесо, поэтому перед затяжкой требуется установка описываемых колец.

Сборные диски

Эти изделия относят к экзотическим продуктам автомобильной промышленности. Они, соответствуя названию, состоят из нескольких деталей, которые можно объединять в изделие разными вариантами.

На обод (обычно кованый легкосплавный) устанавливают титановый диск. Детали крепят между собой многочисленными болтами, отличающимися прочностью (титан). Кроме этих, на сборные диски устанавливают также бедлоки и таерлоки.

Бедлок состоит из двух колец, скрепляемых между собой болтами. Он устанавливается на закраине диска (одно кольцо снаружи диска, другое — внутри). Это устройство усиливает фиксацию наружного борта шины, предохраняет ее от разбортировки при повышенных боковых нагрузках (резком повороте).

Таерлок — это вспомогательная шина (находится внутри штатной), которая после подачи в нее давления прижимает изнутри к закраинам и внешний, и внутренний борт штатной шины. Это обеспечивает невозможность ее разбортировки, а также повреждения при потере давления воздуха.

Все детали сборного колеса изготавливают в разных вариантах отделки, что позволяет создавать индивидуальный дизайн. В этом суть основного достоинства сборного диска. Недостаток — высокая цена. Такие диски в основном применяются в элитных моделях и гоночных болидах.

Стальные штампованные диски

Стальные изделия производят исключительно по технологии штамповки заготовок из листовой стали. Для этого:

  • Отдельно формируют так называемую «тарелку» и обод.
  • В «тарелке» сверлят отверстия: центральное и под крепления болтов.
  • Несколькими штампами создают просечки для снижения веса колеса и необходимые изгибы профиля.
  • Обод изготавливают из длинной полосы, которую сгибают в цилиндр, сваривают и шлифуют место стыка.
  • Профиль обода формируют последующими операциями раскатки, включающими «ручей» и закраины.
  • «Тарелку» и обод сваривают между собой, выполняют проверочные операции, защищают металл антикоррозийным покрытием.

Основное преимущество стальных дисков состоит в их дешевизне, поэтому они обладают наибольшим объемом мирового выпуска. Другие их достоинства — прочность и способность «гасить на себе» удары при аварии. Эти диски не лопаются, а деформируются, тем самым предохраняя подвеску от более тяжелых разрушений. Небольшие повреждения легко устраняются прокаткой диска в мастерской.

К негативным особенностям штампованных стальных колес относят большой вес и слабую стойкость к коррозии. Эти изделия при одинаковых размерах тяжелее литых дисков на 15-20 %, а кованых — на 30-40 %. Лишний вес сказывается на более быстром износе подшипников и ходовой системы. Кроме того, стальные диски не обладают красивым внешним видом, поэтому их накрывают декоративными пластиковыми накладками — колпаками.