Регулировка бесконтактного зажигания ВАЗ 2106

регулировка, бесконтактный, зажигание, 2106

Электрическая система искрообразования появилась только на последних модификациях заднеприводной «классики» ВАЗ 2106.

До середины 90-х годов обозначенные авто оснащались зажиганием с механическим прерывателем, очень ненадёжным в работе.

Неувязка решается относительно просто — обладатели устаревших «шестёрок» могут приобрести набор бесконтактного зажигания и без помощи других установить на машину, не обращаясь к мастерам — электрикам.

Устройство электронного зажигания ВАЗ 2106

Бесконтактная система (сокращённо — БСЗ) «Жигулей» включает 6 устройств и деталей:

  • основной распределитель импульсов зажигания — трамблёр;
  • катушка, вырабатывающая высочайшее напряжение для искры;
  • коммутатор;
  • соединительный шлейф проводов с разъёмами;
  • кабели высочайшего напряжения с усиленной изоляцией;
  • свечки зажигания.

Вторичная обмотка катушки работает как источник высоковольтных импульсов, направляемых к свечкам зажигания

Катушка, работающая в составе бесконтактной схемы, отличается по числу витков первичной и вторичной обмотки. Проще говоря, она сильнее старенькой версии, так как рассчитана на создание импульсов 22—24 тыс. вольт. Предшественница выдавала на электроды свеч максимум 18 кВ.

Пытаясь сберечь на установке электрического зажигания, один мой товарищ заменил трамблёр, но подключил коммутатор к старенькой катушке «шестёрки». Опыт закончился неудачей — перегорели обмотки. В итоге все равно пришлось приобрести катушку нового типа.

Шлейф с разъёмами служит для надёжного соединения клемм распределителя зажигания и коммутатора. Устройство этих 2-ух частей стоит разглядеть раздельно.

Для осторожного соединения частей БСЗ употребляется готовый жгут проводов с колодками

Бесконтактный трамблёр

Снутри корпуса распределителя размещаются последующие детали:

  • вал с площадкой и бегунком на конце;
  • опорная пластинка, поворачивающаяся на подшипнике;
  • магнитный датчик Холла;
  • на валу закреплён железный экран с просветами, крутящийся снутри зазора датчика.

На бесконтактном трамблёре сохранился вакуум-корректор, соединенный трубкой разрежения с карбюратором

Снаружи на боковой стене установлен вакуумный блок опережения зажигания, связанный с опорной площадкой средством тяги. Сверху на защёлках закреплена крышка, куда подсоединяются кабели от свеч.

Основное отличие данного трамблёра — отсутствие механической контактной группы. Роль прерывателя тут играет электрический датчик Холла, реагирующий на прохождение через зазор железного экрана.

Когда пластинка перекрывает магнитное поле меж 2-мя элементами, устройство бездействует, но как в щели раскрывается просвет, датчик генерирует неизменный ток. Как распределитель работает в составе электрического зажигания, читайте ниже.

Датчик Холла состоит из 2-ух частей, меж которыми вертится металлический экран с прорезями

Управляющий коммутатор

Элемент представляет собой плату управления, защищённую пластмассовой крышкой и прикреплённую к дюралевому радиатору остывания. В последнем изготовлены 2 отверстия для монтажа детали к кузову автомобиля. На ВАЗ 2106 коммутатор размещается снутри подкапотного места на правом лонжероне (по ходу движения машины), рядом с расширительным бачком охлаждающей жидкости.

Коммутатор ставится на левом лонжероне «шестёрки» неподалёку от расширительного бачка, ниже размещается катушка

Главные многофункциональные детали электрической схемы — мощнейший транзистор и контроллер. 1-ый решает 2 задачки: увеличивает сигнал, поступающий от трамблёра, и управляет работой первичной обмотки катушки. Микросхема делает последующие функции:

  • отдаёт команды транзистору разрывать цепь катушки;
  • создаёт в цепи электрического датчика опорное напряжение;
  • считает обороты мотора;
  • защищает цепь от высоковольтных импульсов (выше 24 В);
  • корректирует угол опережения зажигания.

Электрическая схема коммутатора прикреплена к дюралевому радиатору для остывания рабочего транзистора

Схема и принцип работы БСЗ

Все элементы системы связаны меж собой и с движком последующим образом:

Установка трамблёра с бесконтактным зажиганием ваз классика.

  • вал трамблёра крутится от приводной шестерни мотора;
  • установленный снутри распределителя датчик Холла подключён к коммутатору;
  • катушка соединяется линией низкого напряжения с контроллером, высочайшего — с центральным электродом крышки трамблёра;
  • высоковольтные провода от свеч зажигания подключаются к боковым контактам крышки головного распределителя.

Резьбовой зажим «К» на катушке соединён с плюсовым контактом реле замка зажигания и клеммой «4» коммутатора. 2-ой зажим с маркировкой «К» связан с контактом «1» контроллера, сюда же приходит провод тахометра. Клеммы «3», «5» и «6» коммутатора служат для подключения датчика Холла.

Главную роль в БСЗ «шестёрки» играет коммутатор, обрабатывающий сигналы датчика Холла и управляющий работой катушки

Метод работы БСЗ на «шестёрке» смотрится так:

По сопоставлению со старенькой контактной системой БСЗ производит более мощнейший искровой разряд

Для рационального сгорания горючего в процессе работы мотора вспышка в цилиндре должна происходить на долю секунды ранее, чем поршень окажется в наивысшем верхнем положении. Для этого в БСЗ предусматривается опережение искрообразования на определённый угол. Его величина находится в зависимости от оборотов коленчатого вала и нагрузки на агрегат.

Корректировкой угла опережения занимается коммутатор и вакуумный блок трамблёра. 1-ый считывает количество импульсов от датчика, 2-ой действует механически от разрежения, подведённого со стороны карбюратора.

Неисправности бесконтактной системы

По надёжности работы БСЗ значительно превосходит устаревшее контактное зажигание «шестёрки», задачи появляются еще пореже и проще диагностируются. Признаки неисправности системы:

  • полный отказ — мотор глохнет и больше не заводится;
  • неравномерный холостой ход, выстрелы в карбюратор при резком нажатии педали акселератора;
  • перебои и пропуски циклов во время езды.
READ  Установка зажигания ЗМЗ 406 инжектор по меткам

В большинстве случаев встречается 1-ый признак — отказ мотора, сопровождающийся отсутствием искры. Распространённые предпосылки проблемы:

Исправный контроллер после включения зажигания подаёт опорное напряжение на контакты датчика Холла

Поиск «виновника» ведётся методом поочередных замеров в различных точках. Включите зажигание и при помощи вольтметра проверьте напряжение на датчике Холла, контактах трансоматора и клеммах коммутатора. Ток должен подаваться на первичную обмотку и 2 последних контакта электрического датчика.

Для проверки контроллера знакомый автоэлектрик предлагает использовать одну из его функций. После включения зажигания коммутатор подаёт ток на катушку, но если вращение стартера не последует, напряжение исчезает. В этот момент и необходимо делать застыл при помощи устройства или контрольной лампочки.

Неисправность датчика Холла диагностируется так:

Когда движок работает с перебоями, необходимо инспектировать целостность проводки, загрязнённость клемм коммутатора или высоковольтные провода на предмет пробоя изоляции. Время от времени случается запаздывание сигнала коммутатора, вызывающее провалы и ухудшение разгонной динамики. Рядовому обладателю ВАЗ 2106 найти такую проблему достаточно трудно, лучше обратиться к мастеру — электрику.

Предпосылкой нестабильной работы мотора часто становятся окислившиеся контакты коммутатора

Современные контроллеры, применяемые на бесконтактном зажигании «шестёрки», перегорают достаточно изредка. Но если проверка датчика Холла отдала плохой результат, то способом исключения попробуйте заменить коммутатор. Благо, стоимость новейшей запчасти не превосходит 400

Монтаж БСЗ на ВАЗ 2106

Выбирая набор бесконтактного зажигания, направьте внимание на объем мотора вашей «шестёрки». Вал трамблёра под мотор 1,3 литра должен быть на 7 мм короче, чем для более массивных силовых агрегатов 1,5 и 1,6 л.

Чтоб установить БСЗ на автомобиль ВАЗ 2106, следует приготовить таковой набор инструментов:

  • ключи рожковые или накидные размерами 7—13 мм;
  • отвёртки с плоским и крестообразным шлицем;
  • плоскогубцы;
  • дрель со сверлом 4 мм (для крепления электрического блока в лонжероне придётся сделать 2 отверстия под шурупы).

Чтоб просверлить 2 отверстия под коммутатор, можно заместо электронной использовать ручную дрель

Очень рекомендую приобрести накидной ключ 38 мм с длинноватой ручкой для откручивания храповика. Стоит дешево, в границах 150. понадобится в почти всех ситуациях. При помощи данного ключа просто поворачивать коленчатый вал и выставлять метки шкива для опции зажигания и ГРМ.

Накидным ключом 38 мм очень комфортно поворачивать коленвал за гайку храповика

Сперва необходимо демонтировать старенькую систему — главный распределитель и катушку:

Извлекая распределитель зажигания, сохраните прокладку в виде шайбы, установленную меж площадкой детали и блоком цилиндров. Она может понадобиться для бесконтактного трамблёра.

Перед монтажом БСЗ стоит проверить состояние кабелей высочайшего напряжения и свеч. Если сомневаетесь в работоспособности обозначенных деталей, лучше сходу их поменяйте. Исправные свечки нужно почистить и выставить зазор 0,8—0,9 мм.

Установку бесконтактного комплекта делайте по аннотации:

Если в процессе монтажа обошлось без обидных ошибок, автомобиль заведётся сходу. Зажигание можно подстроить «на слух», отпустив гайку трамблёра и медлительно поворачивая корпус на холостых оборотах мотора. Добейтесь более размеренной работы мотора и затяните гайку. Установка окончен.

Установка момента зажигания

Если вы перед разборкой запамятовали поставить риску на клапанной крышке или не скооперировали метки, момент искрообразования придётся настроить поновой:

2-ая маленькая риска на блоке цилиндров указывает угол опережения 5°

Аналогичным образом производится настройка по лампочке, подключаемой к массе авто и низковольтной обмотке катушки. Момент зажигания определяется по вспышке лампы, когда срабатывает датчик Холла, а транзистор коммутатора размыкает цепь.

Случаем оказавшись на оптовом рынке авто запчастей, я приобрёл дешевый стробоскоп. Этот устройство очень упрощает настройку зажигания, демонстрируя положение насечки шкива при работающем движке. Стробоскоп подключается к трамблёру и даёт вспышки сразу с образованием искры в цилиндрах. Направляя лампу на шкив, вы видите позицию метки и её изменение при увеличении оборотов.

Для опции зажигания стробоскоп подключается к высоковольтному контакту 1 цилиндра и аккумуляторной батарее

Свечи для электронного зажигания

При установке БСЗ на автомобиль модели ВАЗ 2106 лучше подобрать и поставить свечки, нормально подходящие для электрического зажигания. Вместе с русскими запчастями допускается применение привезенных из других стран аналогов от узнаваемых брендов:

  • рекомендуемые производителем уникальные свечки — А17ДВР (М);
  • NGK — BCPR6ES-9, BPR6ES-9;
  • Bosch — FR7DCU, WR7DC;
  • Brisk — DR15YC, LR15YC;
  • Beru — 14FR-7DU, 14R-7DU.

Перед вкручиванием свеч проверьте зазоры меж электродами плоским щупом

Зазор меж рабочими электродами свечки выставляется в границах 0,8—0,9 мм при помощи плоского щупа. Превышение или уменьшение рекомендуемого просвета ведёт к падению мощности мотора и повышению расхода бензина.

Установка системы бесконтактного искрообразования приметно улучшает эксплуатационные свойства карбюраторных «Жигулей», оборудованных задним приводом.

Ненадёжные, вечно подгорающие контакты доставляли массу морок обладателям «шестёрок». В самые неподходящие моменты прерыватель приходилось зачищать, пачкая руки.

1-ое электрическое зажигание появилось на переднеприводных моделях «восьмого» семейства, а потом перешло на ВАЗ 2101–2107.

Пошаговая инструкция

Чтоб установить электрическое зажигание, действовать необходимо последующим образом.

  • Поворачивать коленчатый вал ручкой либо ключом до того времени, пока метка на шкиве вала не совместится с длинноватой риской на блоке цилиндров. При совмещении этих меток в первом либо четвертом цилиндре поршень находится в положении ВМТ. Это просто проверить, если выкрутить свечки и снять крышку трамблера. Бегунок будет указывать или на 1-й, или на 4-й цилиндр (ориентироваться нужно по крышке, на которой нанесены номера цилиндров).
  • Снять вакуумную трубку со штуцера, вынуть провода высочайшего напряжения из крышки трамблера, отвернуть гайку крепления трамблера и извлечь его, за ранее запомнив положение бегунка. Во время этой операции смотреть за тем, чтоб прокладка, стоящая меж распределителем зажигания и блоком цилиндров, не потерялась. К слову, провода высочайшего напряжения при установке электрического зажигания также рекомендуется заменить на новые.
  • Взять новый трамблер, надеть на него прокладку и повернуть вал таким макаром, чтоб бегунок встал в такое же положение, как и на древнем трамблере. Установить его на блок цилиндров и немного притянуть гайку крепления. Надеть крышку, воткнуть провода высочайшего напряжения, присоединить их к свечкам. Схема присоединения по номерам цилиндров 1-3-4-2. Присоединить вакуумную трубку.
  • Старенькую катушку высочайшего напряжения демонтировать, на ее место установить новейшую и присоединить провода. По дефлоту установите детали, приобретенные одним комплектом. К нему прилагается аннотация, и провода имеют маркировку. В неприятном случае при демонтаже следует уяснить, какой из проводов был прикреплен к плюсовому контакту старенькой катушки.
  • Установить коммутатор. У моделей ВАЗ, выпускавшихся в последние годы, имеется для него особое место на левой стороне кузова (глядеть по ходу автомобиля), рядом с трамблером. В более старенькых машинах придется аккуратненько просверлить 2 отверстия и закрепить коммутатор шурупами. Присоединить разъем.
  • После установки требуется регулировка угла опережения зажигания. В эталоне это делают с помощью стробоскопа, но на 1-ое время регулировка может быть выполнена «на слух». Для этого следует запустить движок, дать ему поработать полминуты, а потом, аккуратненько вращая трамблер за корпус в различные стороны на угол менее 15°, достигнуть устойчивой работы мотора на холостом ходу. Гайку крепления трамблера затянуть.
READ  Как подключить замок зажигания москвич 2140

После того как установлено новое зажигание на ВАЗ 2106, нужно очистить свечки и откорректировать величину зазора меж электродами. Величина зазора может быть в границах 0,8-0,9 мм.

Как произвести установку трамблера на ВАЗ-2106

Ремонт трамблера на «шестерке» нужен в процессе его неверной работы, но если эта деталь нормально работает, для его опции сначала нужно выставить метки. Последние можно узреть на крышке мотора.

Чтоб безошибочно выставить зажигание на ВАЗ-2106, опасности должны быть правильно совмещены.

  • Данная 1-я метка по направлению движения смотрится как опережение угла на 10 градусов (если употребляется 72-й бензин).
  • Метка, находящаяся по центру, представляет собой опережение угла на 5 градусов (приемлемо для машин с 80-м бензином).
  • Последняя леска – это угол опережения нуля градусов. Как следует, воспламенение горючего осуществляется, когда поршень размещается в ВМТ.

После выставления меток необходимо поставить нужный зазор в контактах. Для этого пригодится снять бегунок распределительного узла, также открутить крепежный болт прерывательной детали. Заблаговременно следует выполнить чистку контактов наждачной бумагой. Зазор на контактах в разомкнутом виде составить должен не больше 0,4 мм. Перед установкой зажигания в 2106-й модели необходимо вывернуть крепеж распределительного узла гаечным ключом, после этого можно извлечь его из корпуса.

Как выставить электронное зажигание на ВАЗ-2106 разными способами: инструкция с видео

В процессе использования автомобиля ВАЗ 2106 автолюбитель может столкнуться с затрудненным пуском мотора и возникновением перебоев в работе агрегата.

Предпосылкой схожих дефектов является некорректно выставленное опережение зажигания, требующее своевременной регулировки.

Такая работа не представляет особенной трудности, потому с ней управятся даже те автолюбители, которые имеют отдалённое представление о ремонте собственного автомобиля. В этой статье мы поведаем для вас как выставить зажигание на ВАЗ 2106.

Установка электронного зажигания

Итак, как выставить электронное зажигание на ВАЗ 2106? Здесь ситуация немного другая, так как это – полноценный ремонт с заменой деталей.

Перед тем, как установить электронное зажигание, приготовьте:

  • Подведите шкив к меткам на кожухе движка.
  • Отключите минус батареи.
  • Со старого трамблёра снимите крышку. Так как будет устанавливаться новый, отметьте позицию бегунка – так будет проще установить его в дальнейшем.
  • Отключите провод катушки.
  • Открутите крепление с помощью ключа и снимите трамблер.
  • Поставьте новый распределитель, совмещая с отмеченным положением бегунка. Полностью гайку пока не закручивайте.

Осталось только накинуть проводку и поставить крышку трамблера на свое место.

Схема электронного зажигания ВАЗ 2106 выглядит так:

Пошаговая инструкция

Чтобы установить электронное зажигание, действовать нужно следующим образом.

  • Поворачивать коленчатый вал рукояткой или ключом до тех пор, пока метка на шкиве вала не совместится с длинной риской на блоке цилиндров. При совмещении этих меток в первом или четвертом цилиндре поршень находится в положении ВМТ. Это легко проверить, если вывернуть свечи и снять крышку трамблера. Бегунок будет указывать либо на 1-й, либо на 4-й цилиндр (ориентироваться надо по крышке, на которой нанесены номера цилиндров).
  • Снять вакуумную трубку со штуцера, вытащить провода высокого напряжения из крышки трамблера, отвернуть гайку крепления трамблера и извлечь его, предварительно запомнив положение бегунка. Во время этой операции следить за тем, чтобы прокладка, стоящая между распределителем зажигания и блоком цилиндров, не потерялась. К слову, провода высокого напряжения при установке электронного зажигания также рекомендуется заменить на новые.
  • Взять новый трамблер, надеть на него прокладку и повернуть вал таким образом, чтобы бегунок встал в такое же положение, как и на старом трамблере. Установить его на блок цилиндров и слегка притянуть гайку крепления. Надеть крышку, вставить провода высокого напряжения, присоединить их к свечам. Схема присоединения по номерам цилиндров — 1-3-4-2. Присоединить вакуумную трубку.
  • Старую катушку высокого напряжения демонтировать, на ее место установить новую и присоединить провода. По умолчанию установите детали, купленные одним комплектом. К нему прилагается инструкция, и провода имеют маркировку. В противном случае при демонтаже следует запомнить, какой из проводов был прикреплен к плюсовому контакту старой катушки.
  • Установить коммутатор. У моделей ВАЗ, выпускавшихся в последние годы, имеется для него специальное место на левой стороне кузова (смотреть по ходу автомобиля), рядом с трамблером. В более старых машинах придется аккуратно просверлить 2 отверстия и закрепить коммутатор саморезами. Присоединить разъем.
  • После установки требуется регулировка угла опережения зажигания. В идеале это делают при помощи стробоскопа, но на первое время регулировка может быть выполнена «на слух». Для этого следует запустить двигатель, дать ему поработать полминуты, а затем, аккуратно вращая трамблер за корпус в разные стороны на угол не более 15°, добиться устойчивой работы двигателя на холостом ходу. Гайку крепления трамблера затянуть.
READ  Как проверить модуль зажигания ВАЗ 2110

После того как установлено новое зажигание на ВАЗ 2106, необходимо очистить свечи и откорректировать величину зазора между электродами. Величина зазора может быть в пределах 0,8-0,9 мм.

Схемы подключения электронного зажигания ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Схема бесконтактной системы зажигания для автомобилей ВАЗ:

1 — коммутатор; 2 — катушка зажигания (бобина); 3 — трамблер; 4 — ключ замка зажигания; 5 — датчик Холла.

Как работает бесконтактное зажигание

Последовательность и принцип работы БСЗ такой:

  • Водитель поворачивает ключ замка зажигания.
  • Цепь замкнулась и на первичную обмотку катушки зажигания подается постоянное напряжение от аккумулятора. Первичная обмотка под напряжением образует вокруг себя магнитное поле.
  • При запуске стартера, он начинает вращать коленчатый вал ДВС и вращает вал, который находится внутри трамблера вместе с бегунком.
  • Датчик холла фиксирует как вращается вал трамблера (по выступу на валу) и передает сигнал коммутатору.
  • Электронный блок отключает поступление напряжения к первичной обмотке по сигналу датчика Холла.
  • Когда цепь подачи напряжения прерывается, в этот момент появляется импульс высокого напряжения до 24 килоВольт во вторичной обмотке катушки, которое передается по толстому проводу на бегунок (подвижная часть трамблера).
  • На крыше встроены неподвижные контакты. Бегунок бросает импульс на один из этих неподвижных контактов. От контакта, который получил импульс высокого напряжения, оно передается по высоковольтным проводам на свечи зажигания тех цилиндров, в которых поршни находятся в верхних мертвых точках.
  • Во время подачи напряжения на свечу, в рабочей камере сгорания цилиндра уже есть топливо и воздух в сжатом состоянии для воспламенения.
  • Бегунок трамблера вращается от искру всем свечам по определенной схеме последовательности: 1-3-4-2. В зависимости, от того как установить бегунок, зависит вся работа системы, раннее зажигание или позднее, определять мы научились в другом материале.
  • Мотор автомобиля заводится.

ЭСУД бывают взаимозаменяемы, а бывают и не ремонтнопригодны.

Схема устаревшей системы зажигания ВАЗ (без коммутатора)

1 — трамблер (распределитель); 2 — прерыватель; 3 — конденсатор; 4 — катушка зажигания (бобина); 5 — АКБ; 6 — замок зажигания; 7 — искры свечей зажигания.

Такая схема в системах, где нет коммутатора. Разрыв цепи происходит механически с помощью прерывателя.

Минусы контактного зажигания:

  • Подгорают и окисляются контакты из-за чего мощность создания искры уменьшается.
  • Есть быстроизнашивающиеся детали, которые рекомендуется менять через каждый 20 тыс. км. пробега.
  • Преобразовываемая мощность в контактных системах до 18 килоВольт. У электронных или бесконтактных — до 24 килоВольт.

Следует сразу разграничить понятия «электронное» и «бесконтактное» зажигание, так как это принципиально разные системы. Электронное зажигание имеет датчик положения коленчатого вала и управляется с его помощью через ЭБУ (электронный блок управления двигателем). Для работы бесконтактного зажигания такие сложности не нужны.

Как оно устроено? В распределителе воспламенения бесконтактного типа вместо размыкающихся контактов установлена индукционная катушка, дающая ток высокого напряжения, который затем даётся на свечи. А дальше, как обычно, воспламеняется горючее в цилиндрах.

Как работает бесконтактная система зажигания

Датчик-распределитель приводится в действие от вращения коленчатого вала, формируя импульсы низкого напряжения, которые передает на транзисторный коммутатор. Коммутатор, в свою очередь создает импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Когда ток прерывается, индуцируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания, после чего ток высокого напряжения подается на центральный контакт распределителя. В зависимости от порядка работы цилиндров двигателя ток высокого напряжения распределяется по проводам высокого напряжения на свечи зажигания. Свечи зажигания осуществляют воспламенение горючей смеси.

Когда число оборотов коленчатого вала растет, за регулировку угла опережения зажигания отвечает центробежный регулятор опережения зажигания. При изменении режимов работы двигателя регулирование угла опережения зажигания производится вакуумным регулятором опережения зажигания.

ROCKYMOTION.RU 2022